Украину в Европе не ждут. Перспектива – только Ближний Восток, Африка и отечественный рынок
К таким выводам приходит директор департамента «СоларА/А» ПАО «Квазар» Александр Юденко, анализируя конкуренцию между производителями фотовольтаической (PV) продукции на зарубежных рынках.
Сегодня приоритетными для сбыта украинских PV-продуктов являются страны Евросоюза. Но уже в ближайшее время ситуация может измениться. Причин тому несколько. Первая заключается в том, что европейские государства оказывают мощную поддержку своим, отечественным, производителям. Вторая – в насыщении европейского PV-рынка. Сами европейцы начинают активно искать новые рынки сбыта. Наиболее перспективными считаются Ближний Восток и Северная Африка.
ПАО «Квазар» как единственный производитель фотовольтаической продукции в Украине и странах СНГ также проявляет интерес к этим макрорынкам. Уже есть и первые достижения – к примеру, договоренности с Сирией о поставке продукции мощностью 1 МВт в 2010 г. и еще 5 МВт – в 2011 г. Однако выход на этот рынок сопряжен с определенными трудностями. «Дело в менталитете и правилах, которые приняты в бизнес-среде этих стран. Чтобы заключать контракты, необходимы договоренности с шейхами. И проблема даже не в прямом выходе на них. Нужны налаженные связи между державами на уровне президентов, послов, международных соглашений и контрактов. Это бизнес-этика, и с ней нужно считаться. Поэтому пока этот рынок не попадет в поле зрения нашего государства, он так и будет оставаться неосвоенным для Украины. Более того – с каждым днем он будет все больше отдаляться от нас, поскольку страны ЕС со своей стороны ведут весьма активную работу в этом направлении», – отмечает Александр Юденко.
Пока же украинцы работают преимущественно со «старожилами» и «новичками» Евросоюза. Среди первых – Германия, Франция, Италия, Испания, Португалия. Здесь отрасль альтернативной энергетики активно развивается и поддерживается на государственном уровне. В категорию «новичков» входят страны, принятые в ЕС относительно недавно, – Македония, Болгария, Хорватия, Словения, Словакия, Румыния, Польша. Перед ними сегодня стоит задача достичь уровня развития альтернативной энергетики стран-флагманов и приблизиться к заветному показателю 20 % – именно столько альтернативной энергии должны иметь члены ЕС в общем энергобалансе к 2020 г.
«“Квазар” сегодня имеет выход на все эти рынки. Но приоритетными для нас являются все-таки Германия, Франция и Италия, поскольку им требуется больше фотовольтаической продукции. К примеру, самый крупный проект нашего предприятия – солнечная станция мощностью 2,2 МВт – реализован именно в Испании (г. Кордоба, 2008 г.). Работа по второму направлению, если сравнивать с первым, ничтожно мала», – комментирует г-н Юденко.
Прямыми конкурентами «Квазара» на всех рынках являются азиатские производители – Китай и Тайвань. По словам эксперта, демпинговыми ценами на свою продукцию эти страны добавляют головной боли и европейским производителям. Но решение этой проблемы – лишь дело времени. «Нужно отметить, что европейцы уже пересмотрели свое отношение к китайским производителям. Поначалу, когда Китай начал предлагать свою продукцию с более низкой стоимостью, это казалось перспективным. Но прошло время, и вскрылись некоторые проблемы, в том числе – невысокое качество. Причем дело даже не столько в самой продукции, сколько в гарантийных обязательствах и соглашениях. Китай – специфическая страна со своим менталитетом и особенностями бизнес-этики. При нарушении каких-либо обязательств китайскими производителями добиться разрешения вопроса согласно условиям контрактов очень сложно. Местные бизнесмены сразу забывают английский язык, ничего не слышат и не понимают. Плюс – удаленность страны. Суды могут длиться годами, и при этом перспективы выигрыша у европейцев весьма сомнительные. Поэтому многие сегодня отказываются от сотрудничества с Китаем», – говорит эксперт ПАО «Квазар».
Вопрос цены и качества – не единственный аргумент для европейских заказчиков. Для них немаловажен и фактор схожести бизнес-партнеров. «Мы, украинцы, выглядим, как европейцы, говорим, как они, ведем бизнес-процессы так же, как и они. С нами проще договориться и найти компромиссы при решении спорных вопросов», – замечает г-н Юденко. Так или иначе, Украину воспринимают как часть Европы, как Польшу, Словакию, Словению, Болгарию, Хорватию. В нашу пользу играет и география. Зачем везти солнечные модули из-за тридевять земель, из азиатской страны с подмоченной репутацией, если вопрос, по сути, можно решить на месте?
Если азиатские производители конкурируют путем демпинга и завала продукцией, то Европа практикует конкуренцию «политическую» – путем защиты местного производителя. «Нужно понимать, что на европейском рынке нас не очень-то и ждут. Для производителей этих стран «Квазар» – конкурент, поскольку стоимость нашей продукции ниже, а качество аналогичное», – говорит эксперт. Европейские государства поддерживают в первую очередь своих производителей и развивают этот бизнес в своих странах – внедряют программы по предоставлению «зеленого тарифа», создают рабочие места, ведут гибкую кредитную политику для продавцов и покупателей солнечных систем. «Понятно, что конкурировать в таких условиях непросто. Украине, чтобы действительно преуспеть в этой отрасли и не отстать от Европы, нужна такая же стратегия поддержки отечественного производителя, включающая развитие производственных мощностей, упрощенный и прозрачный доступ населения к «зеленым тарифам», снижение процентных ставок на кредиты под установку солнечных систем, государственная поддержка предприятий, производящих оборудование, путем уменьшения фискального давления на них и т. д.», – резюмирует эксперт.