новости, статьи об альтернативных источниках энергии, биодизеле, электромобилях, эко архитектуре, гаджетах, гибридах, биотопливе

звоните: Life :) 093 718 94 27
Random header image... Refresh for more!

Примеры устойчивых ландшафтов – жизнь в мире с дождем

Американское Общество Ландшафтных Архитекторов (ASLA) ежегодно проводит награждение лучших проектов по ландшафтному планированию и дизайну. Самые разнообразные проекты схожи в одном – заложенное в них бережное отношение к природным ресурсам оказывается выгодно не только с экологической, но и с экономической точки зрения. Тема сегодняшнего рассказа – управление городскими водными ресурсами, точнее, стоком.

Во многих городах после сильного дождя можно увидеть увязшие автомобили, а то и пешеходов, бредущих по щиколотку в воде. Если ничего не предпринимать, ливневая вода, протекая по заасфальтированной поверхности (и собирая по дороге грязь с мостовой), попадает в ливнесток, а оттуда – в ручьи и реки. Тут возникает сразу несколько проблем – от загрязнения водоемов до подъема уровня воды в реках после дождя (как следствие, эрозия и затопление береговой линии). Кроме того, более теплая дождевая вода содержит меньше растворенного кислорода, которым дышат обитатели рек, а некоторые из них еще и плохо переносят колебание температуры окружающей их воды.

Автор следующих двух проектов нашел простое и изящное решение подобных проблем, «встроив» ливнесток в план местности так, чтобы уменьшить нагрузку цивилизации на канализационную систему города, а следовательно, и на близлежащие водоемы.

Северо-восточная зеленая улица Siskiyou (NE Siskiyou Green Street)

Автор проекта реконструкции улицы города Портленда, штат Орегон, США – Кевин Роберт Перри. Суть проекта – в изменении подхода к управлению ливнестоком на одной отдельно взятой улице, история которой насчитывает уже 80 лет. Проект модификации зеленой улицы NE Siskiyou стал примером устойчивого управления ливневой водой, что, в частности, подразумевает удержание воды от проникновения в и так переполненную водохозяйственную и канализационную систему города.

Для захвата стока ливневой воды на зеленой улице используются расширения бордюра по краям дороги. Такие участки часто применяются в целях снижения интенсивности автомобильного движения и повышения безопасности пешеходов. На улице Siskiyou они так же справляются с этой функцией, но в первую очередь предназначены все же для аккуратного захвата, замедления, очищения, и фильтрации уличного стока.

Дождевая вода с 10000 квадратных футов зеленой улицы NE Siskiyou и соседних магистралей стекает вниз вдоль существующего бордюра, пока не достигнет места его расширения (шириной в семь футов и длиной в 50 футов). 18-дюймовые отверстия в бордюре пропускают воду внутрь каждого такого выступающего участка.

Попадающая в расширенные участки бордюра вода удерживается и накапливается там при помощи ряда задерживающих дамб (плотин). В зависимости от интенсивности дождя, вода, переливаясь через дамбы, одну за другой заполняет формируемые ими «ячейки», в то время как растения и почва поглощают воду до достижения предельного насыщения участка.

В это время течение воды замедляется, а сама она очищается и фильтруется разнообразными видами растений. Один из таких видов, Juncus Patens, обладает специфичной вертикальной структурой стебля, которая замедляет поток воды и удерживает различные виды загрязнения. Длинные корни этого растения в то же время хорошо впитывают воду.

Такая схема позволяет регулировать практически всю годичную норму ливневого стока (приблизительно 225000 галлонов воды в год). А многочисленные расширенные участки бордюра превратили 590 квадратных футов мостовой в зеленые «цветники». Искусственно проведенные эксперименты показали, что расширенные участки бордюра зеленой улицы NE Siskiyou способны уменьшить поток воды от сильнейшего ливня, случающегося раз в 25 лет, на 85 процентов.

В Портленде уже есть целый «список заявок» от жителей, которые хотели бы видеть такую же систему регулирования стока на своей улице.

Использование контрольных дамб из утрамбованной земли, покрытой речными камнями — один из примеров простого, красивого и экологичного дизайнерского решения. К тому же дешевого – экономически эффективные методы вроде этого позволили потратить на реализацию данного проекта менее $ 20.000.

Сад дождя в средней школе Mount Tabor

На другой улице Портленда согласно проекту все того же Кевина Роберта Перри школьный двор был переоборудован в сад дождя. «Серый» двор из заасфальтированной автомобильной стоянки превратился в «зеленую зону», которая сегодня помогает регулировать ливнесток, охлаждать близлежащее классы и дает наглядное представление об экологичном подходе к организации пространства не только ученикам и преподавателям школы, но и всем окрестным жителям.

Трубопровод около-школьной канализационной системы не менялся уже более 80 лет, и он явно не справляется с количеством осадков, характерных для северо-восточной части Тихого океана. Как результат – подвальные помещения этой части города частенько оказываются затопленными. До того, как здесь был организован «дождевой сад», большую часть школьного двора (с южной стороны) занимала автостоянка, пышущая жаром в окна прилегающих классных комнат.

Теперь на этом месте – настоящий рай. Гравий и растения в саду дождя задерживают воду, не давая ей проникать в канализационную систему, или, по крайней мере, замедляя ее поток так, чтобы сильные дожди больше не перегружали дренажную систему города.

В восточной части двора разные концы сада визуально соединяются «коридором» из мелкого скатанного гравия шириной в два фута, что позволяет посетителям увидеть каскад дождевой воды, обрушивающийся на сад из водосточных труб и специальных стоков.

Дождевой сад площадью всего 2.000 квадратных метров захватывает и очищает дождевую воду с 30.000 квадратных метров крыши, автомобильных стоянок и прочих заасфальтированных участков школы. Водосточные трубы направляют поток воды в сад и из других районов.

Попадающая в сад дождевая вода – тысячи галлонов ее! – задерживается растениями и гравием, таким образом, не достигая канализационной системы Портленда. По оценкам, это позволяет городу сэкономить на модернизации инфраструктуры более $100,000. Отдельного упоминания заслуживает и обучающая функция сада – учеников других школ Портленда приводят на экскурсию в среднюю школу Mount Tabor, чтобы продемонстрировать пример устойчивого планирования с целью регулирования сточных вод.

Обязательно зацдите на источник: asla.org

Перевод: facepla.net



Оставить комментарий

Вы должны авторизироваться, чтобы запостить комментарий